
«Настало время говорить серьезно о суррогатном материнстве в Арабском мире»
Асма И. Абдулмалик (Asma I. Abdulmalik), писательница и общественный деятель из Арабских Эмиратов, рассуждает на тему гендерной идентичности и отношения к вспомогательным репродуктивным технологиям в странах арабского востока.
В 2013 году молодую египетскую вдову по имени Тагрид (Taghrid) пригласили в телевизионную студию для интервью. То, что последовало дальше, вызвало общенациональное потрясение. Тагрид, скрываясь за черным никабом, объявила, что «сдала в аренду» свое чрево ливанской паре за 40 000 египетских фунтов (2 375 долларов). Она продолжала объяснять: «Я вдова, и у меня есть маленький сын. У нас нет источника дохода после смерти моего мужа. Я нашла супружескую мусульманскую пару, которая безуспешно пыталась зачать ребенка в течение 10 лет».
То, что сделала Тагрид, в мире известно, как суррогатное материнство, метод вспомогательной репродукции, когда предполагаемые родители договариваются с женщиной-суррогатной матерью о том, что она вынашивает их ребенка до его рождения. Процедура проводится в клинике репродуктивной медицины. Методом экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) яйцеклетка предполагаемой матери оплодотворяется с помощью спермы предполагаемого отца и затем помещается в полость детородного органа суррогатной матери. Таким образом, ребенок полностью генетически принадлежит родителям, а суррогатная мать выполняет лишь вспомогательную роль «гестационного носителя». Есть множество причин, по которым пары прибегают к суррогатному материнству, чаще всего они связаны с тем, что им трудно самостоятельно забеременеть или выносить ребенка до срока.
Несмотря на растущее общественное признание суррогатного материнства, в большинстве стран эта практика по-прежнему запрещена. Например, Франция, Германия, Италия, Испания и Португалия запрещают суррогатное материнство во всех его формах. Великобритания, Ирландия и Дания разрешают процедуру с массой ограничений и строго в некоммерческих целях. В таких странах, как США, Индия, Таиланд, Россия и некоторых других, правила более гибкие.
Тема суррогатного материнства все еще является предметом ожесточенных публичных дебатов, и на то есть веские причины. Guardian, например, сообщает о многих случаях злоупотреблений и эксплуатации в этой сфере. Истории, некоторые из которых были душераздирающими, а другие — совершенно бессмысленными, повествовали о миллиардере из Японии, который заказал 16 детей в разных тайских клиниках. Поисковика в Google достаточно, чтобы найти описание множества случаев, в том числе связанных с суррогатными матерями, которые отказались передать ребенка его родителям, или родителями, которые отказались принять ребенка-инвалида, вынудив также суррогатную мать отказаться от него. Однако самым страшным является случай «фабрики детей» в Китае, где матери содержались в антисанитарных условиях жизни до рождения ребенка.
Суррогатное материнство сопровождается осложнениями и противоречиями. Растущее число скандалов в результате нерегулируемой и эксплуататорской практики привело к тому, что такие страны, как Индия, предложили меры по запрету коммерческого суррогатного материнства, с некоторыми исключениями. Швеция решительно выступает против этой практики и полностью запретила ее, а также принимает меры, запрещающие ее гражданам обращаться в связи с этим в зарубежные клиники.
Что касается стран Ближнего Востока тема суррогатного материнства мало обсуждается, так как регион четко определил свою позицию. В исламе эта практика единодушно считается запрещенной, и поэтому арабские страны даже не рассуждают на эту тему. Мусульманские ученые и священнослужители рассматривают суррогатное материнство как «зина» или прелюбодеяние, поскольку суррогатная мать носит под сердцем ребенка от кого-то, кто не является ее мужем. Таким образом, родившийся ребенок считается незаконнорожденным, а сама процедура считается антиисламской.
В 2001 году египетский парламент принял закон, устанавливающий уголовную ответственность за суррогатное материнство и предусматривающий наказание в виде пятилетнего тюремного заключения. Только в прошлом месяце Федеральный национальный совет ОАЭ принял законопроект, который запрещает суррогатное материнство, но при этом допускает донорство яйцеклеток и сперматозоидов. Лицам, нарушившим закон, грозит до пяти лет лишения свободы и штраф в размере до 1 миллиона дирхамов (272 000 долларов США).
Однако некоторые светские общественные деятели в этих странах выражают свое мнение в поддержку этой практики как метода, помогающего супружеским парам, которые не могут забеременеть самостоятельно или с помощью лечения бесплодия. Согласно статье Тауфике аль-Мубарака (Tawfique Al-Mubarak), озаглавленной «Суррогатное материнство и ислам: между допустимым и запретным», сторонники суррогатного материнства «считают это допустимым по аналогии с ваджиб (кормление сцеженным молоком) в исламе. Суррогатная мать, по его мнению, поступает подобно мусульманской приемной матери, которая кормит ребенка сцеженным из своей груди молоком и обеспечивает его питанием, не прижимая при этом младенца к своей груди.
Коммерциализация некоторых аспектов человеческой жизни упростила задачу в первую очередь тем, у кого есть возможность использовать суррогатное материнство. Тем не менее, запретить его в целом практически невозможно, учитывая, что практика процветает, а бизнес приносит прибыль. Люди всегда найдут лазейки и пути обхода запретов, что в конечном итоге будет способствовать возникновению черного рынка. В связи с растущим количеством случаев бесплодия среди пар, не настало ли время начать серьезно говорить о суррогатном материнстве в арабском мире?
Фото: @Asmaimalik
По материалам Arab News
Константин Свитнев
Последние Новости
Лицемеры из Следственного комитета — верните детей родителям!
29 мая 2022г. двум насильно отнятым СК РФ у родителей филиппинским малышам, Артуро и Анике Кастро исполнилось два года и восемь месяцев. Сегодня, в...
Демографический фашизм на марше
Отказ от оказания медицинской помощи, включая помощь в преодолении бесплодия на основании того, что кожа пациента или его паспорт не того цвета - настоящий,...
Судьба Романа Емашева решится сегодня в Никулинском суде
18 мая 2022 года в 14 часов дня в Никулинском районном суде г. Москвы начнётся суд над очередным обвиняемым по сфабрикованному ГСУ СК РФ «делу» о якобы...